?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у kavery в Heinrich Buchholtz - Allegory of the Victory of the Russian Fleet over the Turks in the Turkish War
Почему-то раньше не встречала эту картину. А она очень интересная. И не только сюжетом.

Большая

Heinrich Buchholtz (1735-1780)
Allegory of the Victory of the Russian Fleet over the Turks in the Turkish War of 1768-1774


Что касается мифологически персонажей, то на первом плане, рядом с Петром Сатурн или аллегория Времени. Дальше в облаках Ника (?), она в руках держит портрет Екатерины Великой и указывает Петру на то, как преобразился его город после его смерти, и показывает на Медного Всадника.




Главный для меня интерес представляет городской пейзаж, который с тех пор в этом месте сильно изменился. Ни каких открытий дальше я не сделаю, просто кратко познакомлю вас с историей этого места и зданий, которые там были в то время. Думаю. что большинство петербуржцев хорошо знает эти исторические факты, но возможно. что не все подобранные мной иллюстрации вы видели. Ну а для гостей нашего города, я думаю, может быть и что-то новое откроется.

В левой части картины видно старое здание Адмиралтейства.
Вот еще одна гравюра, где его хорошо видно. Это довольно раннее изображение. НА переднем плане виден Зимний дворец.

Кстати, в дальней части картины видно изображение церкви Исаакия Долматского, о которой я еще упомяну ниже.

Вернемся к нашей картине.
Собор в центре - это Исаакиевский собор. Правда в таком виде, как на картине, он никогда не существовал. Тут нарисован собор в том, виде, как его проектировал архитектор Ринальди.
Вот рисунки с этим проектом:
Photobucket


Photobucket


Что же там было на самом деле?
Перенесемся немного назад и посмотрим на историю этого места:

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
Photobucket
Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О. Монферрана.


(Источник)

В 1717 году церковь сгорела. 6 августа того же года Петр I "лично" заложил первый камень в основание новой церкви. Строилась она по проекту немецкого архитектора Г.-И. Маттарнови, после смерти которого в 1721 году строительство продолжил швейцарский архитектор Н. Ф. Гербель (умер в 1724 году). Строительство было закончено в 1727 году Я. Неупокоевым. Количество строителей породило разнообразие видов церкви, что и отражено на рисунках. Внешним видом она немного походила на Петропавловский собор. Летом 1735 года в церкви произошел пожар. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы. (Источник)
Photobucket
СПб. Церковь св. Исаака Далматского. Гравюра по рисунку Х. Марцелиуса. 1730-е годы.

Photobucket
СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер. 1730-е годы. Фрагмент.

Photobucket
СПб. Вид церкви Исаакия Далматского. Неизвестный художник с рисунка Махаева 1749 г. 1750-е годы.


Как мы видим, эта церковь стояла на самом берегу Невы. Поэтому в любом случае, на нашей картине изображена не она.


Вступив в 1762 году на престол, Екатерина II одобрила идею воссоздания собора, связанного с именем Петра I, но проектирование и строительство было поручено архитектору Антонио Ринальди.
Собор был задуман с пятью сложными по рисунку куполами и высокой колокольней. Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Построенное в соответствии с проектом Ринальди здание стало бы лучшим творением этого замечательного «мастера мраморных фасадов». (См. иллюстрацию выше) Но строительство велось крайне медленно. Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не завершив начатой работы.
После смерти Екатерины II недовольный затянувшимся строительством Павел I поручил придворному архитектору Винченцо Бренна спешно завершить его. Выполняя желание царя, Бренна вынужден был исказить проект Ринальди: уменьшить размеры верхней части собора., вместо пяти куполов возвести один; мраморная облицовка была доведена лишь до карниза, верхняя часть оставалась кирпичной.
В результате было создано приземистое кирпичное здание, не гармонировавшее с парадным обликом столицы. Кроме того, завершенный в спешке собор имел и конструктивные недостатки. Это заставило правительство и Синод уже через семь лет после окончания строительства задуматься о его перестройке.

Photobucket


9 апреля 1816 года во время пасхального богослужения в Исаакиевском соборе отсыревшая штукатурка упала со сводов на правый клирос. Как пишет современник, «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». Богослужение было запрещено как в соборе, так и его приделах.
Вскоре собор закрыли, а всю церковную утварь поместили на хранение в Морской Никольский собор.
(Источник)

Правое здание - это место, где сейчас находится здание Сената и Синода.
Вот что я о нем нашла :
Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а в 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману. В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а в 1744 году участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы.
Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но в его дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.Источник



В центре расположен Исаакиевский мост. Он был наплавным, открывался только в теплое время года.
Был сооружён в 1727 году в Санкт-Петербурге. Мост на барках соединял Адмиралтейский остров с Васильевским. С 1732 года мост наводился ежегодно в течение 184 лет. Название мост получил от Исаакиевской церкви, стоявшей западнее Адмиралтейства.
В период с 1856 по 1912 год его наводили между современными Дворцовым и Благовещенским мостами.
1830-e гг.Во время шторма в 1733 году мост был разрушен — барки, на которых он стоял, затонули.
Мост был восстановлен и положен на особо прочные понтонные суда. Его эксплуатация продолжалась до апреля 1916 года, когда он сгорел. Источником пожара стала искра проходившего по Неве буксира.
(Источник)
Photobucket
Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.
Photobucket
Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

Интересно, что этот художник на одной картине тоже нарисовал именно проект Исаакиевского собора, а на другой реальное здание.


Photobucket
Вид на Исаакиевский мост. Раскрашенная литография.1830-e гг.

На этой литографии мы видим это место практически в современном, за исключением моста виде.




И пара слов о художнике картины
Бухгольц Генрих - немецкий портретист, много работавший в России при Екатерине II . Числился помощником у известного живописца Луки Пфандцельта и неоднократно писал портреты лиц Царской Семьи.
В 1769 г. расписывал известную карету Екатерины Великой (находится в придворном конюшенном музее). Наиболее известные портреты Бухгольца: фельдмаршала графа Миниха , барона И.И. Врангеля, барона А. Корф, архиепископа Штегельмана и прочих.

Закладки: